ЗГРЛС Дуга. Чернобыль 2: планы Советской власти в отношении РЛС

2019-12-06 20:04:03

> Что же такое ЗГРЛС Дуга Чернобыль 2?
В 1969 году, не дожидаясь завершения исследований, связанных с экспериментальной системой Дуга-2, было принято решение о создании системы раннего предупреждения “Дуга”, основанной на двух узлах, расположенных в двух разных частях СССР – первом в Чернобыле, втором вблизи Комсомольска на Амуре. В 1971 году был создан предварительный проект системы. “Дуга” получил боевой код 5N32. 18 января 1972 года было принято решение о создании системы раннего предупреждения, основанной на множестве небольших подсистем. В систему должны были войти RO-5 (Мукачево), RO-30 (Печора), RO-7 (Мингечевир), RO-1 (Оленегорск), два узла и командный центр Дуги.


Строительство антенны Дуга
В марте 1972 года началось строительство узла № 1 вблизи Чернобыля. Секция передачи узла была построена около Чернигова в закрытом городе Любечи-1. Советская воинская часть находилась там под номером 03354, а после обретения независимости – украинская часть A3330. Дежурная боевая часть была построена около Чернобыля. Город гарнизона получил название «Чернобыль-2». Для обслуживания территории необходимо было 1 000 человек. Приемник обслуживал блок 74939. Расстояние между двумя частями составляло около 60 км. Они были соединены кабельной линией. Радар “Дуги” Чернобыля работал в диапазоне частот 5—28 МГц. Аналогично на узле 2 в Комсомольске-на-Амуре. Передатчик находился рядом с деревней Лиан к северу от Комсомольска-на-Амуре и приемником в деревне Большая Картель. Само строительство было проблемой. В Чернобыле-2 были построены две приемные антенны. Большие (высокочастотные) с высотой 140 м и шириной 500 м и меньшие (низкочастотные) высотой 80 м и шириной 220 м. В Любечи-1 были построены несколько меньшие передающие антенны, но также две. Для строительства потребовалось тысячи тонн оцинкованной стали. Один элемент вибратора весил около тонны. Чтобы получить такое количество дефицитного сырья, было необходимо решение тогдашнего премьер-министра СССР Алексея Косыгина. Помимо самого сырья, была также антикоррозийная защита, которая должна была производиться в Челябинске, но в конечном итоге решили, что производство должно быть организовано на месте. Трансмиттеры были построены Днепровским машиностроительным заводом. Приемный и вычислительный аппарат выполнялся экспериментальной установкой НИИ-37. Он был протестирован и настроен на экспериментальной станции Дуга-2 в Николаеве. В 1976 году узел №1 вошел в пробную стадию.


Сердце Дуги (Чернобыль-2)
Сердцем Дуги был суперкомпьютер K-340A, предназначенный для систем раннего предупреждения. Он был полностью построен на дискретных элементах и работал на 45-битах с 2,4 миллионами операций в секунду. Арифметика этого суперкомпьютера была основана на остаточной системе. Прототип суперкомпьютера T-340A был построен между 1963-64 годами. После тестирования и уточнения была представлена серия K-340A. Между 1966 и 1973 годами было изготовлено 50 комплектов, которые были установлены на всех советских радиолокационных станциях. Они все работают по сей день и на тех станциях, которые не закрыты.


Система радиочастот
Первые радиосигналы с Чернобыльского узла были поданы 4 июля 1976 года. Они были обнаружены другими разведывательными службами и связаны с СССР. Сигнал вещания нарушил широкий диапазон. Благодаря своему характерному звучанию он был назван русским дятлом. Первоначально Чернобыльская дуга работала в частотном диапазоне 3,26-17,54 МГц. Это столкнулось с воздушными и морскими группами, что вызвало многочисленные протесты других стран в нарушение международного радиовещания. В ответ на протесты СССР направил исследовательское судно в Балтийское море для расследования влияния Дуги на морской радиоспектр. В результате этих исследований на некоторых частотах были введены сокращения выбросов радиочастот, что отрицательно сказывается на точности системы. В случае второго узла подобных протестов не было. В СССР не проводились испытания полного покрытия, поскольку система должна была работать до 10 000 км. Хотя были обнаружены ракетные пуски из мыса Канаверал, но не было уверенности в правильности показаний. Несмотря на это было решено провести заключительный тест перед службой Дуги для обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет.


Испытание антенны РЛС Дуга
Тест состоял из трех этапов. Первый шаг заключался в тестировании экспериментального оборудования Дуга-2 с использованием тех же алгоритмов, которые будут использоваться в боевой системе. Была проверена возможность обнаружения пуска отдельной баллистической ракеты и группы ракет. Тест прошел успешно. Проблемы начались на следующем этапе Чернобыльской установки. Результаты испытаний не превзошли ожидания, и государственная комиссия не согласилась принять Дугу. Испытания закончились в 1978 году с отрицательным результатом. В 1979 году было решено сделать что-то, чтобы проект Дуга мог быть завершен. Была возобновлена тестовая операция Чернобыльской установки с участием военных и строителей. В то же время НИИДАР* работал над повышением мощности системы. В 1981 году Совет Министров СССР принял решение о модернизации станции Дуга. Работы были расширены для изучения влияния полярной ионосферы радиолокационного горизонта и испытания новых технических решений и вычислительных алгоритмов. Были предприняты шаги, чтобы завершить испытание состояния. Оно было проведено в 1981 году. Комиссия сделала вывод, что узел Комсомольский работает гораздо лучше, чем Чернобыльская Дуга, но несмотря на это, она не соответствует условиям, и, таким образом, она не принимается на службы, и ее вернули на доработку. Радиолокационная станция Дуга начала необходимую модернизацию системы. 30 июня 1982 была принята в испытание боевого дежурства. Модернизация была завершена в 1983 г. Программа снова приступила к реализации системы с использованием экспериментального завода в Николаеве.


Закрытие ЗГРЛС Дуга
В 1986 году планировалось перезапустить Дугу-2 и проверить эффективность модернизации. К сожалению, 26 апреля 1986 произошел сбой в соседней атомной электростанции, которая навсегда разбила эти планы. Станция была закрыта, и жители Чернобыля-2 были эвакуированы в то же время, как и жители Припяти. В связи с закрытием узла №1 руководство Коммунистической партии Советского Союза планировало продолжить тестирование на узле № 2, подготовленного для узлового устройства-1. Стоимость операции оценивались в несколько миллионов рублей. В конце концов, не было никакой дальнейшей работы и проект “РЛС Дуга” медленно умирал. И в 1987 году Главнокомандующий Войсками ПВО СССР Иван Третьяк представил министру обороны информацию о выходе из службы узла в Комсомольске-на-Амуре. Министр обороны принял решение о выводе из строя узла 14 ноября 1989 г. В начале 90-х годов радиовещательная станция в Комсомольске-на Амуре была демонтирована. В конце 90-х передающие и приемные антенны были разобраны и проданы на металлолом в Китай. Антенны в Любеч-1 были разобраны только в 2005 году. Антенна в Чернобыле обошлась в сумму около 600 миллионов рублей.


Итоги
Вокруг объекта-станции Чернобыль-2 накопилось много мифов и искажений. Комментировать бывший секретный объект ЗГРЛС Дуга (Чернобыль-2) и нелепости, которые имеют источники из видеоигр, нет желания, но я хотел бы рассеять недоразумения об именовании. Часто можно найти мнение, что установка находится вблизи Чернобыльской Дуги-2, а в Комсомольске-на-Амуре находится Дуга-3, или наоборот. Это не верно. Дуги-3 не существовало, тогда как Дуга-1 и Дуга-2 были экспериментальными установками. Боевые системы, расположенные вблизи Чернобыля и Комсомольска-на-Амуре были под кодовым названием “Дуга” без каких-либо дополнительных цифр.

Между 1963-64-ми годами был построен суперкомпудахтер К340-А, который даст супертолчок самореализации тогдашних билловгейтсов, скрипящих суперумами над последующими технологиями, которые приведут нас к супермиру, которым правят интелы, андроиды, фотошопы, тиктоки и сталкерпортААлы, на котором при написании статьи автор зачем-то ставит звёздочку над аббревиатурой НИИДАР, но потом её не расшифровывает, что заставляет лезть в современные супергуглы, чтоб познать. Да и в довесок можно выяснить, какая сейчас цена в Поднебесной на радиоактивные металлы. 

Отличная статья, кстати!

2021-05-29 01:52:55

Эх...может получится в игре увидеть их поближе...

2020-12-30 05:28:23

Эй, излучатели из Лиманска, разлогиньтесь - мы вас узнали 

2020-12-19 19:36:50

Да вы сами себя выдали - антенны светятся на пол-Зоны)

2025-04-30 13:50:53
Вы не можете отправлять комментарии так, как не АВТОРИЗОВАНЫ
> Alehandro, ну не знаю, мне наоборот понравилось
2025-11-13 13:56:48
> Ognom, да видел я этот хайп беспонтовый, удалил через две минуты.
2025-11-13 13:17:45
> Alehandro, видел бы ты шум в аппро из-за закона шляпки
2025-11-13 13:13:53
> Ognom, вообще нет, ни разу, я вообще молчу). Это скорей к тебе относится)
2025-11-13 13:03:05
> Alehandro, твой девиз: пошумим, бать😁
2025-11-13 12:57:14
> Dzgamir, вот если б Антон был, я б уже давно матом орал здесь. Чувствуешь разницу)😆
2025-11-13 12:51:15
> Dzgamir, 👍, я знаю что ты бдишь, ,бди дальше Дамир, кто как не ты)
2025-11-13 12:43:14
это только видимость, я все читаю, и думаю...."а стоит ему таймаут дать, или он не пьян?"
2025-11-13 12:29:28
Тишина чёт
2025-11-13 12:08:29
Эй зазноба выходи скорей на двор
Я спецально для тебя гитару припёр
Я сыграю для тебя на аккордах на блатных
Ну а коль не выйдешь ты, то получишь под дых😆
2025-11-13 12:07:06
План-это очень хитрый предмет
Он если есть, то его сразу нет😆
2025-11-13 11:43:17
кто может на раздачу STALKER Anomaly R.E.A.L.I.T.Y 2.3 Repack от SeregA-Lus встать?
2025-11-12 17:51:44
Если мод производит какую-то проверку фракции, то наверняка подобный скрипт можно подстроить и под еду
2025-11-12 15:30:52
> Алексей Авдеев, вроде есть в моде Perk Based Artefacts похожий скрипт, где артефакт Цепь даёт баффы игроку если тот является грешником
2025-11-12 15:28:52
> Алексей Авдеев, вот это был бы реализм
2025-11-12 15:18:57
Алиса AI
Переведи на английский язык: Уважаемые господа, друзья, товарищи модостроители, прошу у Вас помощи. Уже много лет играю в игры серии Сталкер, в последнее время упёрся в Сталкер. Очень сильно понравилась игра. Но, задался вопросом, приблизить игру к более реальному виду. Когда столкнулся с игрой за фракцию Грех понял, что немного не то впечатление. Ведь фракция Грех, вроде как, коренные жители Зоны, откуда у их торговца продукты других фракций? Задался целью привести в соответствие пищевую цепочку этой фракции в соответствие с их стилем обитания. Собрал все продукты Зоны торговцу Греха, но они-то имеют как положительные так и отрицательные показатели воздействия на человека. А ведь Грех, это фракция полу людей полу зомби, живущих в Зоне всю свою жизнь. И уперся в проблему: не могу придумать, как переопределить характеристики продуктов, чтобы для всех остальных сталкеров, т.е. игрока, который играл бы за другие фракции продукты имели оригинальные характеристики, а для игрока за фракцию Грех они менялись на положительные. Я не программист, по этому не могу сам написать подобный скрипт, ИИ тоже не может помочь, потому как язык в Аномалии не совсем чистый lua. Все скрипты от "Алисы" и "Гигачата" не работают. А привести геймплей в соответствие с идеей жизни фракции Грех, очень хочется. Кто сможет помочь, или хотя бы ткнуть пальцем в направление, куда копать, выручайте пожалуйста!.
Dear sirs, friends, and fellow mod developers,

I am asking for your help. I have been playing games from the S.T.A.L.K.E.R. series for many years, and recently I’ve become deeply immersed in S.T.A.L.K.E.R. itself. I really love this game, but I’ve started wondering how to make it look more realistic.

When I played as the Sin faction, I realized that the experience wasn’t quite what I expected. After all, the Sin faction are supposed to be the native inhabitants of the Zone — so why does their trader have goods from other factions?

I decided to align the food chain of this faction with their lifestyle. I’ve collected all the Zone’s food items for the Sin trader, but these items have both positive and negative effects on humans. However, the Sin faction consists of half-humans, half-zombies who have lived in the Zone their entire lives.

And here’s the problem I’ve run into: I can’t figure out how to redefine the characteristics of the food items so that they retain their original properties for players from other factions, but become beneficial for players who choose the Sin faction.

I’m not a programmer, so I can’t write such a script myself. AI hasn’t been able to help either, since the scripting language in Anomaly isn’t pure Lua — scripts from «Alice» and «Gigachat» don’t work.

But I really want to adjust the gameplay to match the way of life of the Sin faction. If anyone can help, or even just point me in the right direction, I would greatly appreciate it!
2025-11-12 14:30:43
> Швейцар, Привет!
2025-11-12 14:14:37
Здарова братцы
2025-11-12 13:56:08
мне тоде заходит РП )))
2025-11-11 22:40:34
> Галоперидол, Обычно в таких случаях рекомендуют бросить за npc гранату. Они побегут и глюк пройдёт. Я пробовал 50/50 помогает.
2025-11-11 21:47:08
Авторизация